Воскресенье, 23 Августа 2020 17:52

Физики изучили условия, при которых не работает третий закон Ньютона

Российские ученые из Объединенного института высоких температур (ОИВТ) РАН и лаборатории активных сред и систем МФТИ совместно с американскими коллегами экспериментально получили и  детально исследовали систему взаимодействующих частиц, для которых  формально не выполняется третий закон Ньютона, рассказали РИА Новости в  пресс-службе ОИВТ

"Третий  закон Ньютона, который все помнят из школьной программы, утверждает,  что сила действия равняется силе противодействия. Однако для некоторых  открытых и неравновесных дисперсных систем — частиц в среде — симметрия  эффективной силы межчастичного взаимодействия может нарушаться, и  возникает очень интересная физика: например, частицы самоорганизуются в  сложные структуры, система аномально разогревается, появляются необычные  неравновесные фазовые переходы", — отметил заведующий лабораторией  диагностики пылевой плазмы ОИВТ Евгений Лисин.

Впервые  систему с несимметричным взаимодействием частиц удалось получить в  конце 1990-х годов в Германии. Но с тех пор, несмотря на подготовленную  теоретическую базу, одной из важных нерешенных проблем оставалось прямое  экспериментальное исследование особенностей несимметричного  взаимодействия между частицами. "Точно измерить силу межчастичного  взаимодействия и определить степень нарушения симметрии в зависимости от  условий среды ранее не удавалось", — рассказали в пресс-службе ОИВТ.

Решение  этой проблемы стало возможным благодаря оригинальному спектральному  методу измерения, который был разработан отечественными специалистами  при поддержке Российского научного фонда.

Как  отметили в ОИВТ, нарушения симметрии межчастичного взаимодействия имеют  общие закономерности с поведением колоний бактерий, косяков рыб, стай  птиц и т.д. Данное направление исследований также может быть интересно в  контексте разработки новых материалов с "программируемым" откликом на  механические напряжения, магнитные и тепловые поля. "Появляются также  перспективные приложения, связанные с сепарацией вещества, коллективной  адресной доставкой микрогруза (например, лекарств) и преобразованием  механической энергии хаотического движения", — рассказали в  пресс-службе.

Научная  статья "Экспериментальное исследование несимметричных взаимодействий  между микрочастицами в анизотропной плазме" опубликована российскими  учеными в журнале Scientific Reports в соавторстве с американскими  физиками из астрофизического центра CASPER Бейлорского университета.