Суббота, 31 Марта 2018 21:34

Скрипаль, гвинейские свинки и ИГИЛ*: тайны лаборатории в Портон Дауне

$ 70 млн за тесты химоружия: лаборатория в Портон Дауне работает на США

Биолаборатория, недалеко от которой жил Сергей Скрипаль и его дочь, тестировала в последние годы британский предшественник «Новичка» — отравляющее вещество VX. По совпадению, эксперименты ставились на свинках. Такие же жили до отравления у самого экс-полковника ГРУ. Сама британская лаборатория уже давно изучает и испытывает отравляющие вещества по многомиллионным контрактам с США и внимательно следит за разработками в России. В Портон Дауне тщательно изучали усыпляющий газ, который распылили спецслужбы во время освобождения заложников в Театральном центре на Дубровке в 2002 году.

Экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочь Юлию отравили более трех недель назад, а следствие не приблизилось к раскрытию дела. В начале британские СМИ писали, что их могли отравить в ресторанах у торгового центра в Солсбери, на кладбище или в машине, теперь же Скотланд-Ярд заявил о новой версии: самую мощную концентрацию «Новичка» обнаружили на ручке входной двери дома Скрипаля. Впрочем, ход расследования, несмотря на отсутствие доказательств, никак не влияет на заявления Лондона о том, что отравление — дело рук России.

Тем временем появляется все больше подробностей о деятельности Лаборатории оборонной науки и технологии (Dstl) в Портон Дауне, которая находится в десятке километров от того места, где обнаружили Скрипалей и где они жили.

Лаборатория оборонной науки и технологии Великобритании (Dstl) находится всего в 13 км езды от места, где отравились Скрипали. Фото: twitter.com. Лаборатория внутри закрытого исследовательского комплекса для изучения химических, биологических и радиологических веществ. Фото: gov.uk.

Как мы уже писали, в закрытом госучреждении изучают влияние химических, биологических и радиологических материалов на безопасность и состояние британской армии. По программе CBR Service исследуются физические риски от биологического и химического оружия и разрабатываются средства его определения и мониторинга. Без создания отравляющих веществ и экспериментов с ними подобные работы в лаборатории невозможны. Это подтверждает опубликованное на днях расследование болгарской журналистки Диляны Гайтанджиевой о деятельности Dstl. Британская лаборатория по-прежнему проводит эксперименты с химическим оружием для Минобороны Великобритании и США. А в 2015 году в лаборатории изучали действие отравляющих веществ VX и VM на гвинейских свинках. По иронии судьбы, на основе VX был разработан «Новичок», в доме экс-полковника ГРУ жили две гвинейские свинки, а все работы по поиску и изучению отравляющих веществ в деле Скрипаля ведет именно Dstl.

Опасная территория возле Солсбери в Портон Даун.

Предшественник «Новичка» в Портон Дауне

Разработка «Новичка» была ответом Советского Союза на создание в Великобритании отравляющего вещества VX, который послужил образцом для советских ученых. «Новичок» — это группа агентов, смоделированных на основе VX с заменой различных химических групп, чтобы увеличить смертоносность. VR, Вещество 33, A-232 и А-234 — все это типы «Новичка», — объясняет в статье на сайте Университета Мельбурна профессор Джордж Брейтберг.

Отравляющее вещество VX запретили в 1993 году, когда была принята Конвенция по химическому оружию. Однако эксперименты с отравляющим веществом не прекратились. 8 апреля 2015 года на сайте американского Национального центра биотехнологической информации появилась научная статья 8 британских ученых из Лаборатории оборонной науки и технологии (Dstl) в Портон Дауне о том, как они проводили исследование «Изучение токсичности и медицинских контрмер на VM и VX». Работа финансировалась Минобороны Великобритании для создания рекомендаций по уничтожению химического оружия в Сирии. Суть — в лаборатории синтезировали отравляющие вещества VM, VX, их смесь и испытывали на гвинейских свинках, чтобы прогнозировать влияние на людей. Все химические вещества, которые использовались для создания VM и VX, были куплены в Великобритании — у компаний Perkin-Elmer и VWR.

Фото: ncbi.nlm.nih.gov.

26 ноября прошлого года один из авторов статьи, специалист Департамента биомедицинских наук Dstl Хелен Райс, разместила в Национальном центре биотехнологической информации еще одну информацию. В ней речь идет о том, что вещество Bioscavenger является эффективной замедленной терапевтической интервенцией при отравлении гвинейских свинок веществом VX. «Пять из шести животных, которые получили BChE через два часа после обнаружения признаков отравления, выжили к концу исследования, длившегося 48 часов», — написала Хелен Райс. Она, правда, не уточнила, когда проводились исследования.

Фото: ncbi.nlm.nih.gov.

В самой Dstl в середине 2016 года официально признали, что производят отравляющие вещества и испытывают их на животных. «Программы по разработке химического и биологического оружия были прекращены в 50-х годах. С этого времени лаборатория в Портон Дауне активно разрабатывает эффективные контрмеры против угроз, которые представляет химическое и биологическое оружие. Чтобы эффективно разрабатывать контрмеры и тестировать системы, мы производим небольшие объемы химических и биологических агентов (веществ). Они хранятся безопасно и уничтожаются, когда уже в них нет необходимости», — говорится в официальном сообщении на правительственном портале Великобритании. Что касается испытаний на животных, то в Dstl заявили: «Разработать безопасные и эффективные защитные меры для Великобритании и ее вооруженных сил сейчас невозможно без использования животных». В качестве примера приводятся, например, таблетки из Набора предварительной обработки при поражении веществами нервно-паралитического действия (NAPS). Они обеспечивают защиту против зарина и VX.

По совпадению, гвинейские свинки, на которых тестировали предшественника «Новичка», обитали и в доме Сергея Скрипаля. Как сообщил британский таблоид The Sun, после отравления полиция забрала их на исследования. Ветеринар Ховард Тейлор рассказал изданию, что животные жили у Скрипаля несколько лет. Эта информация подтверждается фотографиями из дома в Солсбери, которые размещала у себя на странице в Facebook Юлия Скрипаль.

Фотография со страницы Юлии Скрипаль в Facebook. Сейчас она уже удалена.

Скрипаль выздоравливает. Не «Новичок»?

В Великобритании не представляют доказательств, что отравляющее вещество было именно «Новичком». Поэтому остается верить британским властям на слово. Вчера же британская BBC сообщила, что состояние Юлии Скрипаль быстро улучшается — она находится в сознании и может говорить. Ее отец находится в критически стабильном состоянии. Такое развитие ситуации несколько противоречит заявлениям эмигрировавшего в США химика Вила Мирзоянова, рассказавшего в своей книгу всему миру об отравляющем веществе «Новичок», опубликовавшему формулу и утверждавшему, что пострадавшие от него, скорее всего, умрут. Ранее сомнения по поводу источника отравления выразил и научный руководитель лаборатории научного центра Минобороны России, профессор Игорь Рыбальченко. Он прокомментировал «Известиям» ситуацию с пострадавшим от контакта с отравленными Скрипалями полицейского, который вскоре пошел на поправку. «Непонятно, где и как он получил отравление, а главное — как смог так быстро восстановиться, если он, со слов госпожи Мэй, впал в кому», — Игорь Рыбальченко рассказал, что лечение в случае отравления А-234 («Новичок»), скорее всего, крайне затруднено: «Для веществ типа А-234 антидотная терапия в принципе неэффективна. Более того, любой антидот может навредить, если он введен без необходимости. Может быть передозировка атропина».

Как заявил BBC генеральный директор ОЗХО Ахмет Узюмджю, британские специалисты передали материалы и образцы вещества, которыми был отравлен Скрипаль, группе международных экспертов Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Их доставили в Гаагу, где распределили между несколькими лабораториями. «Результаты анализов будут переданы Великобритании, и она по своему усмотрению будет распоряжаться ими и решать — обнародовать их или нет. Не в нашей компетенции принимать решение относительно дальнейших политических действий», — сказал гендиректор ОЗХО.

Игорь Рыбальченко говорит, что во время лабораторных исследований можно выяснить, как было сделано отравляющее вещество, но не место производства. «Любая фармкорпорация, любая химическая корпорация способна это сделать в своих лабораториях», — заявил РИА «Новости» разработчик «Новичка» Леонид Ринк. В то же время формула «Новичка», опубликованная Вилом Мирзояновым в своей книге, доступна всем уже более 10 лет.

Мирзоянов сам раскрыл формулу «Новичка». Фото: twitter.com.

А в США, как утверждает руководитель лаборатории научного центра Минобороны России, ее знают все 20. «А-234 появилось в американской базе данных Национального института стандартов и технологий (NIST) в 1998 году, то есть задолго до публикации книги Мирзаянова. В эту базу вносятся спектральные характеристики всех вновь синтезированных органических соединений независимо от их предназначения. Указываются данные контрибьютора, который представлял Эджвудский центр исследований и разработок армии США. В базе NIST был приведен его масс-спектр. Предоставить его без физического наличия вещества невозможно. Если в 1998 году это соединение было внесено в базу данных, то, значит, оно было синтезировано в США», — Рыбальченко отметил, что впоследствии А-234 исчезло из базы NIST. В 2000 году его там уже не было. Зато его описание и характеристики можно найти в электронном справочнике ChemSpider.

Поэтому для британских химиков, если это был именно этот нервно-паралитический агент, он не должен был стать «новичком». Dstl выполняет контракты США на десятки миллионов долларов и там внимательно следят за любыми серьезными химическими разработками особенно в России. Пример — усыпляющий газ, который использовали спецслужбы во время освобождения заложников в Театральном центре на Дубровке в 2002 году. В июле прошлого года Эджвудский химический биологический центр (ECBC) Минобороны США опубликовал отчет об исследовании метаболических реакций карфентанила. В нем авторы документа пишут, что в 2012 году британская Dstl, используя вещи и мочу трех британцев-заложников на Дубровке, выяснила из чего состоит усыпляющий газ. Британские специалисты пришли к выводу, что это — смесь карфентанила и ремифентанила.

$ 70 млн от США на военные эксперименты

В Dstl утверждают, что создают отравляющие вещества для разработки контрмер, но расследование Диляны Гайтанджиевой показывает, что в Британии изучают и боевое применение нервно-паралитических веществ. «До настоящего времени в Портон Дауне разрабатывали и тестировали распыление биологических и химических агентов. Об этом свидетельствует реестр контрактов правительства Великобритании», — пишет журналист-расследователь. Она приводит пример, как в 2012 году частная компания Red Scientific Ltd выиграла контракт с Dstl на 50 тыс. фунтов стерлингов для изучения техник распыления сухих порошков. В случае успешной работы проект мог быть продлен до 2014 года. Его цель — создание более совершенного и эффективного распыления, чем-то, которое есть у Dstl.

Фото: data.gov.uk.

Также британская засекреченная лаборатория тестировала техники распыления в аэродинамических трубах. Для этого Dstl заключила контракт на 12 тыс. фунтов с NIAB Trading Ltd, которая предоставила ученым объекты для проведения экспериментов.

«Подобные эксперименты для распыления бактерий проводились в Великобритании в прошлом — во время совместных американо-британских учений DICE. А рассекреченные документы американской армии говорят о том, что 24 полевых испытания провели у побережья Портленда и в бухте Лайм в 1975 году. Каждое испытание включало в себя мощное распыление бактерий из специально оборудованного автомобиля Land Rover. Хотя США и Великобритания присоединились к Конвенции ООН по запрещению химического оружия, документы доказывают, что их военные программы никогда не останавливались», — пишет Диляна Гайтанджиева.

Испытания химоружия лабораторией Dstl. Фото: bbc.co.uk.

По данным Федеральной системы закупок США, Пентагон потратил не менее $ 70 млн на эксперименты, включая тесты со смертельными вирусами и химическими веществами в Портон Дауне. Среди них: экспериментальное респираторное заражение нечеловеческих приматов (мартышек) сибирской язвой, вирусами Эбола, Марбург, венесуэльского конского энцефалита, западного конского энцефалита и восточного конского энцефалита. Агентство по снижению угрозы безопасности США (DTRA) также финансировало эксперименты на животных, на которых изучали действие иприта и фосгена. Последний использовался во время Первой мировой войны и привел к гибели 85 тысяч человек. По контракту с Минобороны Великобритании 2011 года, DTRA получило полный доступ к научным и техническим объектам британской лаборатории в Портон Дауне.

Эксперименты на мартышках проводят с середины прошлого века. Из отчета о заражении мартышек вирусом Эбола, 2015 год. Experimental Respiratory Infection of Marmosets (Callithrix jacchus) With Ebola Virus Kikwit, The Journal of Infectious Diseases, Volume 212, 1 October 2015.

Эксперименты на животных классифицируются в Великобритании как конфиденциальные и их раскрытие считается уголовным преступлением, замечает болгарская журналист-расследователь. Она приводит данные Freedom of Information Act, по которым действию патогенов, химических веществ и неизлечимых болезней подверглись с 2005 по 2016 годы 122 тыс. животных. Среди них — мыши, гвинейские свинки, крысы, свиньи, хорьки, овцы и нечеловеческие приматы. Ученые в Портон Дауне инфицировали или отравляли животных, чтобы измерить величину смертельной дозы и то, как быстро наступает смерть.

На программу Пентагона тестирования системы химических веществ в 2012—2017 годах британские военные ученые получили от DTRA $ 39.7 млн.

Фото: govtribe.com.

В 2016 году специалисты Dstl вместе с коллегами из Военного медицинского исследовательского института химической защиты США опубликовали результаты совместного изучения реакции тканей легких свиней, анестезированных ипритом. Во время эксперимента 16 животных подверглись действию отравляющего газа. Последний раз использование иприта против людей было подтверждено в 2016 году. Как сообщало британское BBC, запрещенное в России «Исламское государство»(ИГИЛ, ИГ) использовало газ против правительственных войск в Дейр-эз-Зоре. Этот же химический газ ИГ использовало против курдов в Северном Ираке. По данным издания The Independent, Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) подтвердила лабораторными тестами использование химоружия.

По данным Федеральной системы закупок США, ученые Dstl лишь пять месяцев назад завершили еще одну военную программу стоимостью $ 2 млн. Она также включала эксперименты с отравляющими веществами на животных. В этот раз использовали фосген, а изучали развитие острой травмы легких из-за поражения отравляющим газом.

Впрочем, британская лаборатория работала не только на DTRA, но и непосредственно на американскую армию. Об этом говорят данные из Федеральной системы закупок США.

Dstl распыляла газ в метро Лондона

В Великобритании заявили о том, что отравление Скрипаля стало первым фактом того, что на территории страны против ее граждан применили отравляющее вещество. По данным Диляны Гайтанджиевой, это не так. В 2013 году специалисты Dstl распылили химический газ в лондонском метро и под его воздействием оказались тысячи ничего не подозревающих пассажиров.

Лондонское метро в час пик. Фото: standard.co.uk.

«Британское правительство никогда не сообщало общественности о военном эксперименте в метро столицы. Тысячи людей подверглись воздействию, не зная об этом. Информацию об этом можно узнать из документа Департамента внутренней безопасности США (DHS) за 2016 год», — пишет Диляна Гайтанджиева. Название документа — оценка окружающей среды метрополитена Нью-Йорка и отслеживание распространения частиц после распыления газа. Цель эксперимента — борьба с биотерроризмом. В документе приводятся ранее проведенные эксперименты: 4 — в Нью-Йорке и по одному — в Бостоне, Вашингтоне и Лондоне. В британской столице лаборатория Dstl и специалисты DHS провели в метро британской столицы 5 тестов легочной функции при распылении гексафторида серы с частицами мочи. В документе говорится, что эксперименты проводились в час-пик на небольших участках центральных станций и были ограничены небольшими объемами газа (не более 20 грамм за 10 минут).

Таблица, в каких метро уже проводились эксперименты с распылением газа. Из отчета US Department of Homeland Security (DHS).

Карта метро Нью-Йорка с тремя станциями, где распыляли газ. Из отчета US Department of Homeland Security (DHS).

Гексафторид серы представляет собой тяжелый газ (в 5 раз тяжелее воздуха) и по степени воздействия на организм человека относится к малоопасным веществам. Однако под воздействием электрических разрядов могут появляться вредные для человека примеси.

Информация из регистра контрактов правительства Великобритании подтверждает, что ученые из Портон Дауна проводили исследование в метро Лондона. С 2011 по 2014 годы у них был трехлетний контракт с метрополитеном по доступу к объектам подземного транспорта. В нем говорится, цитирует текст документа Диляна Гайтанджиева, что метро Лондона не может общаться на тему контракта с представителями СМИ, пока не будет выдано специальное разрешение. Dstl при этом имеет право редактировать информацию, которая, по ее мнению, не подлежит распространению.

Фото: data.gov.uk

Секретная лаборатория в Портон Дауне уже не раз оказывалась в центре скандалов. И связаны они были с экспериментами на людях. До 20 тыс. человек участвовали в судебных разбирательствах с Dstl с 1949 по 1989 годы. А в 2008 году министерство обороны Великобритании заплатило 360 ветеранам 3 млн фунтов без признания ответственности.

20-летний инженер ВВС Великобритании Рональд Джордж Мэддисон погиб во время тестов с зарином в Портон Дауне в 1953 году.

* - организация запрещена в России