Пятница, 01 Июля 2016 13:47

Российские ученые разработали новый способ диагностики и лечения рака

Специалисты Федерального исследовательского центра Институт цитологии и генетики СО РАН (ФИЦ ИЦиГ СО РАН) открыли универсальный маркер стволовых раковых клеток. Кроме того, ученым удалось разработать способ их уничтожения, что позволило вылечить лабораторных мышей от двух форм злокачественных опухолей.

"Как выяснила старший научный сотрудник лаборатории индуцированных клеточных процессов кандидат биологических наук Евгения Долгова, если к стволовым инициирующим раковым клеткам добавить фрагменты ДНК, они их захватят. На этом принципе строится идея универсального маркера, полученного в ФИЦ ИЦиГ СО РАН. Ученые вводят специфический флуорохромный краситель в ДНК-зонд, и принявшие его клетки в определенном спектре начинают светиться красным", - говорится в сообщении. Ученые полагают, что это открытие может стать настоящим прорывом в изучении малочисленной популяции клеток, являющихся первопричиной развития рака.

Ученые решили проверить, можно ли с помощью ДНК в комплекте с другими средствами приостановить рост опухоли. Как установили специалисты, фрагменты ДНК, попавшие в стволовую раковую клетку после воздействия химиотерапевтического препарата циклофосфана, прерывают ее восстановление и впоследствии погибают.
Старший научный сотрудник лаборатории кандидат биологических наук Екатерина Алямкина разработала методику, позволяющую привести к одной фазе и уничтожить все стволовые раковые клетки асцитной (когда образуется полость с жидкостью) опухоли Кребс-2. В ходе эксперимента удалось полностью вылечить 50% лабораторных мышей, которые затем дали здоровое потомство. С помощью этой методики удалось успешно воздействовать и на на так называемую "солидную" форму этой опухоли (когда она перевивается в мышцу и растет как твердое новообразование).

"Стволовую раковую клетку, являющуюся причиной развития болезни, нужно попытаться убить в момент восстановления после воздействия специфических химиопрепаратов. В такой период она наиболее чуствительна. Если новообразование лишится такого организующего "центра", иммунная система организма устранит остаточные опухолевые очаги и произойдет полное излечение", - приводит издание слова заведующего лабораторией индуцированных клеточных процессов доктора биологических наук Сергея Богачева.

Сейчас в ФИЦ ИЦиГ СО РАН планируют применить обнаруженный принцип уничтожения стволовых канцерогенных клеток и дальнейшей терапии на другие типы злокачественных новообразований. Также ученые прорабатывают диагностическую методику мониторинга эффективности лечения рака яичника и желудка с использованием универсального маркера. Оценка количества стволовых клеток до начала лечения и после его завершения позволит максимально точно сказать: устранен ли недуг полностью или возможен рецидив.