Понедельник, 25 Апреля 2016 16:14

У пчёл обнаружили уникальный механизм тринокулярного зрения

Тринокулярное зрение и способность "видеть" поляризацию света позволяет тропическим пчёлам ориентироваться в самых густых джунглях.

Способность орхидных пчёл ориентироваться в невероятно сложном ландшафте тропических лесов просто невероятна, особенно если учесть, что они пользуются для этого крошечным, размером не более зернышка кунжута, мозгом. Как показала работа, опубликованная журналом Current Biology, в этом насекомым помогают уникальное «тринокулярное» зрение и способность различать поляризацию света.

Пчёлы подсемейства Euglossini способны преодолевать большие расстояния, разыскивая в густых тропических джунглях орхидеи, служащие им источником пропитания. При этом они легко ориентируются в зарослях и, не теряясь, всегда возвращаются в гнездо. Как показали исследования, проведённые с использованием синхротронного излучения британского ускорителя частиц Diamond, это возможно благодаря их удивительным глазам (оцеллиям), которые биологи напрасно называют «простыми».

Учёные из группы профессора Эмили Бэйрд (Emily Baird) установили структуру глаз пчелы с помощью метода рентгеновской микротомографии, показав, что три неподвижные оцеллии насекомого имеют отдельные, но перекрывающиеся зрительные поля. Вместе они обеспечивают пчелу недоступным нашему представлению «тринокулярным» зрением, которое в грубых деталях охватывает очень широкое пространство. При этом каждый глаз имеет собственное узкое монокулярное поле острого зрения, которое служит для ориентации при маневрировании. Более того, фоторецепторы этих полей содержат белки, чувствительные к свету, поляризованному в разных направлениях — для каждого глаза в своём.

По словам авторов работы, такая оцеллярная система удовлетворяет всем требованиям к полноценному поляризационному анализатору и способна обеспечить ориентацию не хуже надёжного компаса. Излучение небесных тел, проходя сквозь земную атмосферу и отражаясь от предметов, приобретает частичную поляризацию, направление которой зависит от направления на источник излучения.

"Полет по дождевому тропическому лесу – чрезвычайно требовательная задача, и орхидных пчел она заставила приобрести такую "двойную" специализацию глаз, благодаря которой они могут извлекать максимум визуальной информации," — говорит один из авторов работы Гэвин Тейлор.