Среда, 08 Апреля 2015 20:32

Радиация Фукусимы достигла североамериканских берегов

Радиация от ядерной катастрофы на Фукусиме в Японии, перенесенная по морю, достигла Северной Америки.

Ученые из океанографического института в Вудс Хоул (Woods Hole Oceanographic Institution) обнаружили небольшие количества цезия-134 и цезия-137 в образце морской воды, взятой в феврале из дока на острове Ванкувер, что в провинции Британская Колумбия.

Это первый случай когда радиация от тройного взрыва ядерного реактора в марте 2011 г. была зафиксирована на берегах Западного побережья США.

Химический океанограф Вудс Хоул Кен Бьюсселер подчеркнул, что радиация находится на очень низком уровне, и, как ожидается, не повредит здоровью человека или окружающей среде.

"Даже если бы уровень зафиксированной радиации был в два раза выше, то Вы все равно могли бы плавать в океане по шесть часов каждый день в течение года и получить при этом дозу в тысячу раз меньше, чем сделав лишь один раз обычный зубной рентген", сказал Бьюсселер. "Может быть это и не нулевой, но однозначно очень низкий риск".

Огромное количество загрязненной воды было выпущено из поврежденной АЭС после 9-бального землетрясения и цунами. Еще больше радиации было выброшено в воздух, а затем осело в море.

Разочарованный отсутствием контроля со стороны федеральных агентств США, Бьюсселер в прошлом году запустил гражданский, общенародно финансируемый проект исследования воды путем взятия образцов на тестирование.

Он отследил радиационные следы в диапазоне 5000 миль Тихого Океана, используя очень чувствительное, дорогое оборудование в своей лаборатории в Кейп-Коде, Массачусетс. Там он анализирует образцы, посланные ему волонтерами Западного побережья и учеными научно-исследовательских рейсов.

В октябре он сообщил, что образец, взятый приблизительно в 745 милях к западу от Ванкувера, что в Британской Колумбии, дал положительный результат на цезий-134, так называемый "след Фукусимы", потому что это вещество могло попасть в воды только с этой станции.

Также анализ показал более, чем просто фоновые, уровни цезия-137, другого изотопа с Фукусимы, который уже присутствует в мировом океане из-за ядерных испытаний в 1950-х и 1960-х гг.

В ноябре Бьюсселер сообщил, что радиация от Фукусимы была обнаружена в 10 образцах морской воды, включая взятый в 100 милях от берегов города Юрика в Калифорнии.

Образец с острова Ванкувер был взят 19 февраля из дока в Юклулете, в действующей гавани в Национальном парковом заказнике «Пасифик-Рим» (Pacific Rim National Park Reserve).

Этот образец содержал 1,5 беккереля на кубометр (Бк/м3) цезия-134, следа Фукусимы, и 5 Бк/м3 цезия-137. Беккерель - основная единица измерения радиоактивности.

Для сравнения - рядом с Японией сразу после аварии на АЭС было обнаружено 50 млн. Бк/м3 изотопов, а сегодня там фиксируется приблизительно 1000 Бк/м3, сказал Бьюсселер.

Научные модели предсказали, что в целом, шлейф радиации поразил бы сначала северный берег, а затем южный ближе к Калифорнии.

Однако сложно документировать весь этот процесс, поскольку анализ забор Бьюсселером проб не регулярен и не систематичен и зависит от волонтерского финансирования.

В штате Орегон, в частности, было четыре места отбора проб, и только одно все еще действует.

К тому же, океанское течение может быть непредсказуемым.

"Мы ожидаем, что все больше зон будут показывать обнаруживаемые уровни цезия-134 в ближайшие месяцы, но океанские течения и обмен между внебереговыми (оффшорными) и прибрежными водами довольно сложны", сказал Бьюсселер. "Прогнозирование распространения радиации становится более сложным при приближении к побережью, и нам нужна общественная помощь, чтобы продолжить серию отбора образцов воды".

statesman